Считывание кода-татуировки смартфоном похоже на взаимодействие землянина с инопланетным разумом. Рука художника Дмитрия Морозова просвечивает через экран, а странные прямоугольники, похожие на штрихкод, почему-то рождают звуки шипения. Татуировка на руке — это арт-объект, языковой код, техническое приспособление, музыкальный инструмент и сущность художника Дмитрия Морозова.
Инсталляция создана при помощи
Код Морозова
Идея нанести «звуковую» татуировку родилась у Дмитрия Морозова шесть лет назад. Он задумал проект Reading my body, или «Читаемое тело». Неровные прямоугольники, похожие на штрихкод, — это партитура, которая может быть декодирована специальным роботом. В данном случае этим роботом является
Вытатуированные прямоугольники — это записанные интервалы между событиями. Художник может интерпретировать их как хочет. В одном случае он привязывает интервалы к звуку фортепиано, в другом — к шумам. Таким образом, каждый раз рождается новое произведение.
Предки идеи
Идея выражать сложные символы через
Архимеда считают изобретателем антикитерского механизма — это так называемый древнегреческий компьютер, инструмент для вычислений. До сих пор ученые не могут поверить, что механизм такой сложности мог быть создан в III веке до нашей эры. В найденном возле острова Андикитера образце (Эгейское море между Пелопоннесом и Критом) — 30 бронзовых шестерен. Механизм использовался для расчета движения небесных тел и позволял узнать дату 42 астрономических событий.
Герону Александрийскому принадлежит идея механического театра. Он изобрел паровую машину — но не для того, чтобы произвести промышленную революцию, а для того, чтобы привести в движение кукол. Таким образом, еще в Древней Греции существовали сложные технические приспособления, которые использовались для перформанса.
— Я не отождествляю себя с этими великими людьми, — говорит Дмитрий Морозов, — но, несомненно, они являлись первыми практиками, попробовавшими себя в жанре интерактивных аудиовизуальных инсталляций.
Художник по звуку
Одна струна… В течение 40 минут она натягивается и 40 минут спускается. Это одновременно минималистическая композиция, инсталляция, технология и странный фон. Монокорд, автоматически подтягивающий и ослабляющий единственную струну, был создан Дмитрием Морозовым для демонстрации удивительного эффекта нашего слуха. Поначалу, человеческое ухо не замечает изменения тона — настолько медленно оно происходит, — однако потом слушатель внезапно ощущает прыжок в музыкальном пространстве.
Струна раскачивается так называемым электромагнитным смычком. Используется интересный эффект закольцованного резонанса. Колебания электромагнитного поля заставляют резонировать струну, и этот же инструмент «снимает» ее звук, то есть колебания струны становятся колебаниями электромагнита.
— Конечно, большое количество моих композиций можно назвать музыкальными, но при этом композитором я себя не считаю, — поясняет Дмитрий Морозов. — Скорее, я художник по звуку. Композитор сочиняет музыку — я же могу создавать ситуацию, среду, абстрактную вещь, один-единственный звук.