Для современного автомобиля, даже бюджетного, кондиционер — привычная опция, но как насчёт танка? Увы, военные до последнего времени считали кондиционер в танке избыточной роскошью. Однако теперь, как
Этот эффект заключается в том, что при прохождении электрического тока через спай двух различных полупроводников один из них нагревается, а другой охлаждается. На основе этого открытия были созданы термоэлектрические модули, которые способны либо нагревать, либо наоборот, охлаждать воздух или жидкость — такие элементы используются при создании переносных сумок-холодильников, офисных кулеров для воды и системах охлаждения компьютеров.
В автомобилестроении такие кондиционеры не прижились потому что по габаритам они существенно крупнее привычных фреоновых и требуют больше энергии. Для танка эти недостатки не столь критичны, потому что отсутствие фреона позволяет термоэлектрическому кондиционеру работать как при высоких, так и при низких температурах, сверхвысоких ударных и механических нагрузках в течение всего срока службы машины без проведения высококвалифицированного обслуживания.
Кроме того, на Т-90М имеется дополнительный дизель-генератор, отвечающий за бесперебойное снабжение танка электричеством на стоянке. Кондиционер танка состоит из нескольких автономных охладительных блоков, способных плавно регулировать скорость подачи и направление движения холодного воздуха. Благодаря этому в Т-90М в течении получаса после включения кондиционера становится вполне комфортно.