Комиссия по расследованию аварии ракеты «Союз-ФГ» сегодня объявила, что причиной аварии стало повреждение одного из датчиков ракеты, причем поврежден он был уже при сборке ракеты на космодроме. Что означают результаты расследования и как долго российская космонавтика будет восстанавливаться после него, рассказывает космический и военный журналист Михаил Котов.
Сегодня, 1 ноября 2018 года, состоялась пресс-конференция, на которой были опубликованы результаты расследования аварии при запуске
ракеты-носителя «Союз-ФГ» с
транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-10». Как установила госкомиссия, причиной аварии стала нештатная
работа одного из боковых ускорителей.
Во время разделения он ударил вторую
ступень ракеты. Сам же ускоритель не
смог отделиться штатно, потому что у
него не открылась крышка сопла увода,
а это, в свою очередь, не произошло из-за
деформации штока датчика
контакта разделения.
Что
произошло?
Чтобы разобраться в хитросплетениях
чиновничье-технического языка госкомиссии, начнем с самого начала. У ракеты «Союз-ФГ»
три ступени. Первая ступень — это четыре
конических ускорителя, прикрепленных
к основному блоку ракеты, бóльшую часть
которого составляет вторая ступень.
Третья ступень располагается выше
второй, место их отделения можно
определить по ажурной конструкции
переходной фермы.
Вторая и первая
ступени работают вместе, но в первой
горючее и окислитель заканчиваются
раньше, поэтому примерно в конце второй
минуты полета происходит сброс первой
ступени — боковых ускорителей. Сначала
разрываются нижние связи боковых блоков,
и за счет собственной тяги нижние части
боковых ускорителей начинают отделяться
от ракеты. После отхода нижней части на
достаточное расстояние сначала
открываются клапаны бака окислителя,
чтобы придать блокам дополнительное
движение, а затем открывается клапан
бака горючего, и он окончательно — за счет реактивной тяги — отбрасывает блоки от ракеты
носителя.
В данном случае неполадка произошла на этапе открытия бака окислителя
— для одного из блоков (блока «Д») он просто не
сработал. Блок остался в креплении, его
закрутило и ударило о топливный бак
второй ступени, что и спровоцировало
аварию. Система аварийного спасения,
ее вторая часть (первая — штанга на
самом верху ракеты — к тому времени уже
отделилась) при помощи двигателей увода,
расположенных на головном обтекателе, перевела космический корабль в режим
приземления по баллистической траектории.
Дальше вы все знаете.
Кто
виноват?
Судя по информации, опубликованной комиссией, виновата бригада
монтажников, собиравшая
ракету в монтажно-испытательном корпусе
(МИК) космодрома Байконур. Именно там
произошла поломка во время сборки ракеты.
Согласно данным комиссии, монтажники повредили
шток датчика контакта разделения при
сборке, отогнув его на шесть с половиной
градусов.
Монтажная бригада, соединяющая ракеты-носители «Союз» и
полезную нагрузку в одно целое, всего
одна. Именно она и ездит по разным
космодромам, собирая ракеты из заранее
подготовленных пакетов. Теперь придется
разобрать и перепроверить две уже готовые ракеты, одну — на космодроме
Куру во Французской Гвиане (полезная
нагрузка — спутник MetOp-C), а вторую — на
Байконуре (полезная нагрузка — грузовой
корабль «Прогресс»).
О хорошем и
плохом
На самом деле для российской
космонавтики произошедшее — это один из
наиболее «удачных», если это слово
применимо, вариантов. Гораздо хуже, если
бы брак был более серьезным, допущенным
при производстве и потребовавшим бы полной
перепроверки всех пакетов уже готовых
ракет-носителей «Союз». Это могло бы
сильно затормозить все запуски и сдвинуть
уже намеченные старты, поставив под
удар работу экипажей на Международной
космической станции.
Проверка и
пересборка готовых пакетов могла бы
занять несколько месяцев. Сейчас же
ликвидировать отставание получится
достаточно быстро. Ошибку
можно исправить, маловероятно, что
она возникнет вновь, а это облегчает
дальнейшую работу «Роскосмоса».
Что могло бы произойти, если бы комиссия выяснила, что брак появился на стадии производства? Это можно понять, если вспомнить события 2016-2017 годов. Тогда после аварии грузового космического корабля «Прогресс МС-04», произошедшей 1 декабря 2016 года, на ракетах-носителях «Союз-ФГ» и «Союз-У», предназначенных для запуска пилотируемого корабля «Союз МС-04» и грузового корабля «Прогресс МС-05», пришлось менять двигатели РД-0110 производства Воронежского механического завода.
Дальше — больше: выяснилось, что при сборке двигателей на заводе использовали менее жаростойкий припой, чем это требуется по регламенту. После этого «Роскосмос» отозвал на Воронежский механический завод все двигатели второй и третьей ступени всех уже готовых ракет-носителей «Протон-М». В итоге перерыв в запусках составил несколько месяцев, а перенос коснулся коммерческих пусков «Роскосмоса».
В
нынешней ситуации остается лишь убедить
страховые компании в том, что это случайность, упросить их сильно не
поднимать страховые премии, и тогда
можно считать, что произошедшую аварию
удалось пережить малой кровью. Космонавты
живы и здоровы, проблема найдена и
устранена, полеты скоро продолжатся,
можно выдыхать. Впрочем, поживем — увидим.
Отправьте нам запрос
Поиск на сайте
Наши клиенты и партнеры
Недавние публикации
- В скелете вымершего псового с патагонского погребения заподозрили останки питомца индейцев 16 апреля 2024
- Что нужно для развития в России технологий ИИ, обсудили на форуме «Открытые инновации» 16 апреля 2024
- На снимках солнечного затмения заметили огромное розовое пламя 15 апреля 2024
- Найден источник крупнейшей после Большого взрыва вспышки в космосе 12 апреля 2024
- Формирование визуомоторных ассоциаций оказалось зависимо от мозжечка 12 апреля 2024