Однако первая попытка оказалась неудачной. Напомним, что в квантовой механике обычно можно определить лишь вероятность того, что физическая величина примет при измерении то или иное значение. Выяснилось, что решения уравнения Шрёдингера, обобщенного согласно принципам теории относительности, могут приводить к отрицательным значениям вероятностей.
В 1928 году англичанин Поль Дирак придумал элегантное релятивистское квантовое уравнение для описания электрона, не приводящее к отрицательным вероятностям. С ним, правда, была другая проблема, на первый взгляд ничуть не лучше отрицательных вероятностей, — из него следовало, что помимо отрицательно заряженных электронов в природе должны существовать также равные им по массе, но положительно заряженные антиэлектроны, или позитроны, в то время как единственными известными положительной заряженными частицами были ядра атомов, в тысячи раз более тяжелые, чем электрон.
Дирак, тем не менее, был уверен, что такое красивое уравнение (см. рисунок ниже) не может быть неправильным, и через четыре года позитроны действительно были открыты в космических лучах.
Важнейшее новшество теории Дирака: элементарные частицы (электроны, позитроны и фотоны) не остаются вечно неизменными, а могут появляться, исчезать и превращаться друг в друга. В частности, электроны и позитроны могут поглощать и излучать фотоны, более того, электромагнитное взаимодействие между двумя заряженными частицами происходит за счет того, что они обмениваются фотонами.
Кроме того, при столкновении электрона и позитрона может произойти аннигиляция — превращение этих двух частиц в два фотона. Возможен и обратный процесс — рождение электрон-позитронной пары при столкновении фотонов.