DW: Вот уже почти 30 лет не существует Советского Союза. Его правители по поводу и без повода ссылались на учение Карла Маркса (Karl Marx). Какое влияние это оказало на наше нынешнее восприятие идей автора “Капитала”?
Мартин Эндрес: После 1989 года стало возможным непредвзято исследовать труды Маркса, потому что на нас больше не влияют идеологии двух конкурирующих систем. Однако полностью избавиться от предубеждений не удалось. Они напрямую связаны с тем, во что превратили учение Маркса-мыслителя марксизм, ленинизм, сталинизм, маоизм и прочие “измы”.
– То есть, по вашему мнению, над его мыслями, так сказать, надругались? Их полностью исказили?
– Конечно, в его трудах есть множество довольно спорных тезисов, сложных моментов. Но нельзя забывать, что при жизни Маркса была опубликована лишь малая часть им написанного, да и с этой малой частью обходились весьма избирательно. Сегодня нам известно, как много в его рукописях фактически переписал Фридрих Энгельс (Friedrich Engels), особенно что касается поздних трудов. Но, понятное дело, главный вклад в искажение картины мира, которую рисовал в своих произведениях Маркс, внесли люди, создавшие то, что позже было названо “марксизмом”: от Карла Каутского (Karl Kautsky) до Розы Люксембург (Rosa Luxemburg) и Ленина.
– Можно ли, пользуясь терминологией и идеями Маркса, анализировать то, что происходит в нашей жизни сегодня?
– Есть две вещи, которые не утратили своей актуальности. Во-первых, учение Маркса – это уникальное исследование происхождения неравенства в обществе. И речь идет только во вторую очередь о неравенстве классовом. Прежде всего, Маркс рассуждает в целом о неравных шансах и неравных условиях жизни. Во-вторых, Маркс исследовал динамику развития капитализма. Конечно, он имел перед глазами тогда совсем иную действительность, нежели та, в которой живем сейчас мы. Однако его метод анализа применим и сегодня.
Детский труд, за упразднение которого выступал Карл Маркс, по-прежнему используется – в работе крупных текстильных предприятий, чьи производства находятся, к примеру, в Юго-Восточной Азии. О перемещении производственных мощностей, об обогащении одних за счет использования плохо оплачиваемого труда других Маркс рассуждал тогда в масштабах Европы. Сегодня это уже, так сказать, следующая ступень. Так, Китай, поначалу снабжавший весь мир дешевым ширпотребом, перешел на более высокий и более затратный уровень производства, а потому дешевое производство смещается дальше, в более бедные регионы, где рабочая сила пока стоит меньше. Мы имеем относительное повышение уровня жизни одних при сохраняющейся эксплуатации других. Получается, что терминология Маркса и его анализ устройства западного общества универсальны и могут быть применимы в наши дни в глобальных масштабах.
Смотрите также:
Как Германия отмечает юбилей Карла Маркса
Не все жители Трира радуются новому памятнику Марксу в центре города
Отправьте нам запрос
Поиск на сайте
Наши клиенты и партнеры
Недавние публикации
- В скелете вымершего псового с патагонского погребения заподозрили останки питомца индейцев 16 апреля 2024
- Что нужно для развития в России технологий ИИ, обсудили на форуме «Открытые инновации» 16 апреля 2024
- На снимках солнечного затмения заметили огромное розовое пламя 15 апреля 2024
- Найден источник крупнейшей после Большого взрыва вспышки в космосе 12 апреля 2024
- Формирование визуомоторных ассоциаций оказалось зависимо от мозжечка 12 апреля 2024