Называя свой крафтовый паб в Вильнюсе “Сухой закон”, Томас Йосас и его партнер по бизнесу едва ли ожидали, что вскоре столкнутся с иронией судьбы. С начала 2018 года в Литве вступил в силу запрет на рекламу и позитивное упоминание алкоголя в СМИ и интернете, и теперь владельцы бара учатся рекламировать в своих аккаунтах в соцсетях только безалкогольные напитки. Страна, которую Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала самой пьющей в мире, учится жить в новых условиях.
Лишение алкоголя ореола “крутости”
Новый закон оказал влияние не только на владельцев баров. Для университетского профессора политологии Миндаугаса Юркынаса он обернулся окончанием дополнительной карьеры винного эксперта. На своем сайте Юркынас писал о культуре умеренного употребления вина, отмечает он в беседе с DW. “Мы хотели рассказывать о хороших винах, потому что вино всегда было частью гастрономической культуры во всем цивилизованном мире, начиная с Древнего Рима. Проще говоря, территории, где не было виноградников, считались варварскими”, – объясняет профессор.
Впрочем, решение властей он комментирует осторожно: “До тех пор, пока это не нарушает международных соглашений, демократически избранное правительство может принимать те или иные политические решения”.
Алкогольная индустрия всегда славилась своей изобретательной рекламой, которая нередко уходила в народ. Например, в Литве излюбленным сюжетом стала серия историй про скромного эстонского паренька Марко, который, отведав литовского пива, становился неудержимым королем вечеринок. Но теперь власти страны поставили себе целью лишить употребление алкоголя ореола “крутости”.
Положительный пример России
По итогам 2016 года ВОЗ назвал Литву самой пьющей страной. На каждого литовца за год пришлось 16 литров алкоголя в пересчете на чистый этанол. Второй оказалась Беларусь с 15 литрами, далее идут Латвия (13 литров), Россия и Польша – по 12 литров. По данным ВОЗ, один из 11 литовских мужчин страдает от алкогольной зависимости. Стоит ли удивляться, что власти Литвы решили наложить запрет на любые ассоциации алкоголя с хорошим настроением, популярностью или улучшением самочувствия.
“Мы следуем рекомендациям ВОЗ, которая считает запрет на рекламу алкоголя одним из самых эффективных способов снижения его потребления”, – рассказали в департаменте по контролю за наркотиками, табаком и алкоголем литовского Минздрава в ответ на запрос DW.
Нынешние действия властей Литвы во многом схожи с аналогичным запретом на рекламу алкоголя, который был введен в России в 2012 году. ВОЗ приводит РФ в качестве примера для подражания в области последовательной антиалкогольной кампании. Еще в середине 2000-х Россия возглавляла список самых пьющих стран, но с тех пор потребление алкоголя в стране постепенно снижается.
Вырванные страницы журналов с рекламой алкоголя
Не обошлось в истории с новым законом в Литве без казуса. В январе жители страны стали возмущенно размещать в соцсетях фотографии иностранных журналов с вырванными или заклеенными страницами, на которых была реклама алкогольных напитков. Страницы вырывали и заклеивали распространители распространители зарубежной прессы, которые тем самым пытались соблюдать новые требования. Однако подобная законопослушность встретила непонимание не только обычных литовцев, но и руководства страны.
Так, президент Даля Грибаускайте указала, что такие действия позорят Литву, а премьер Саулюс Сквернялис предложил не вырывать страницы из иностранных журналов.
В департаменте по контролю за наркотиками, табаком и алкоголем заявили DW, что распространение изданий, содержащих рекламу алкоголя, незаконно, но обещали не наказывать распространителей иностранной прессы. “Каждый случай будет рассматриваться индивидуально и только те, кто злонамеренно будет игнорировать требования закона, понесут наказание”, – добавили в департаменте.
Чтобы разрешить этот казус, литовский сейм уже одобрил в первом чтении поправки к закону о рекламе алкоголя, предусматривающие исключение для импортируемых изданий на иностранных языках. Окончательное решение по этому вопросу должно быть принято весной.
Адаптация литовцев к новым условиям
Томас Йосас убежден, что напитки премиум-сегмента, как крафтовое пиво, которое наливают в его пабе, не является причиной проблем с алкоголем в Литве. Вторит ему и бывший винный эксперт Миндаугас Юркынас. При этом из-за нового закона Йосас оказался лишен своей главной маркетинговой площадки – интернета, так как Google уведомил его о том, что отныне будет блокировать любую рекламу алкоголя. “Теперь мы не можем объяснять потребителям, почему наше пиво дороже и стоит своих денег, а также чем превосходит продукцию массового производства”, – сетует владелец крафтового бара.
Впрочем, он убежден, что на продажах новый закон не скажется, и его постоянные клиенты не изменят своих привычек. “Возможно, мы потеряем прибыль от мероприятий по дегустации, но сможем компенсировать это с помощью новых точек продаж”, – заключает Томас Йосас.
Смотрите также:
Отправьте нам запрос
Поиск на сайте
Наши клиенты и партнеры
Недавние публикации
- В скелете вымершего псового с патагонского погребения заподозрили останки питомца индейцев 16 апреля 2024
- Что нужно для развития в России технологий ИИ, обсудили на форуме «Открытые инновации» 16 апреля 2024
- На снимках солнечного затмения заметили огромное розовое пламя 15 апреля 2024
- Найден источник крупнейшей после Большого взрыва вспышки в космосе 12 апреля 2024
- Формирование визуомоторных ассоциаций оказалось зависимо от мозжечка 12 апреля 2024