Даже если девушка выходит замуж в пятый раз, ей все же хочется, чтобы все было как в первый. И даже лучше. И еще – чтобы все было модно, как в свадебном глянцевом журнале, не хуже, чем у подружки и у семейства Кардашьян. Тренды меняются, и уследить за ними — нелегкая задача: сложности, с которыми может столкнуться организатор свадьбы, можно оценить в новой французской комедии «Праздничный переполох», которая выходит на российские экраны в первый день нового года.
Лучшая европейская комедия 2017 года «Праздничный переполох». В кино с 1 января!
Кольцо на помолвку — изобретение сравнительно новое, обручальные кольца значительно старше. По иудейскому обычаю, из которого произошла христианская традиция обмена кольцами при заключении брака, жених надевал кольцо невесте на брачной церемонии, при этом сам оставался «неокольцованным». Никаких камней в кольце не предполагалось, более того — они запрещались, поскольку кольцо должно было быть гладким и «без порока», то есть без отверстий, неизбежных при закрепке камня.
У христиан колец стало два — для мужа и жены, а позже в них появились и камни. Обычай же дарить особое кольцо на помолвку, делая невесте предложение, и вовсе молодой сравнительно с библейскими обыкновениями: ему лет триста, не более, а повсеместным и практически обязательным в западном мире он стал в конце XIX столетия с легкой руки производителей украшений, в частности американского ювелира Тиффани, и крупных торговцев бриллиантами. Женятся все, и бедные и богатые, и обязательное помолвочное кольцо сильно расширило рынок.
Ювелиры с помощью рекламы и прессы десятилетиями внушали потенциальным клиентам довольно высокие критерии оценки камней, которые потом невесты предъявляли к подаренным женихом кольцам. Скажем, камень весом 3 карата стоил дороже аналогичного по чистоте бриллианта в 3,1 карат: работала «магия целых чисел». Вообще же при оценке бриллианта принято «правило четырех С» — carat weight (измеряемый в каратах вес, 1 ct = 0,2 грамма), color (цвет), clarity (чистота) и cut (огранка), критериев, соответствие которым оценивается чаще всего по системе Геммологического института Америки (GIA). В России в последние несколько лет постепенно приживается западное обыкновение выбирать камень, а уже потом подбирать к нему оправу, при этом при оценке бриллиантов используется отечественная система ТУ 117-4.2099-2002.
Десятилетиями самой популярной помолвочной огранкой была классическая круглая в 57 граней, но в середине прошлого века кинозвезды и знаменитости изменили тренд, демонстрируя журналистам колечки с камнями огранки «эмеральд», «квадрат», «маркиза», «сердце» и прочими. С подачи еще одного знаменитого американского ювелира, Лоуренса Граффа по прозвищу «король бриллиантов», цветные камни потеснили бесцветные. Розовые, голубые, желтые бриллианты, дорогие и редкие, стали желанным камнем для помолвочного кольца. А когда самый желанный холостяк поколения «нулевых», принц Уильям, подарил невесте Кейт Миддлтон на помолвку сапфир своей матери в оправе от Garrard, появилась (вернее вернулась из домаркетинговых времен) мода на обручальные кольца с цветными драгоценными камнями.
«Помолвочное или обручальное кольцо не обязательно должно быть классическим, — отмечает ювелир Владимир Маркин. —
Оно сейчас должно выражать вкусы, пристрастия и даже чудачества молодоженов». Ювелир в свое время получил премию Гохрана за кольцо «Диафрагма», в котором бриллиант скрыт в оправе, имитирующей фотообъектив: увидеть камень можно, только особым образом открыв диафрагму. Чем не вариант для помолвки двух фотографов?
Примерно такая же «демократизация» произошла и с обручальными кольцами. С незапамятных времен до 1980-х годов практически все обручальные кольца делались из желтого (в СССР — из красного) золота и были гладкими либо с минимальным декором, различались разве что шириной и весом. Но в конце прошлого века в моду вошли белые драгоценные металлы, и кольца из платины или белого золота стали весьма востребованными. А потом и гладкие «обручалки» перестали быть единственно возможными: теперешние молодожены выбирают кольца с алмазной гравировкой, неправильной формы, с профилированной, шероховатой или граненой поверхностью, из двух или даже трех металлов. Особой популярностью в 1990-е годы пользовались обручальные кольца Trinity от Cartier: три переплетенных кольца из белого, желтого и розового золота. Этот универсальный вариант позволяет женщине комбинировать с обручальным кольцом украшения из металла любого цвета.
«Люди хотят индивидуальности, потому что сам рынок диктует моду на индивидуальность, — считает ювелир Павел Рыженков. — Все хотят новизны и перемен в жизни, а свадьба — хороший старт для перемен. Традиционные кольца эргономичны, но в них нет этой новизны, нет концепции, идеи, какой-то истории. Заказчики хотят этой идеи. Я делаю для них, например, кольца с гранями — они отражают многогранность отношений мужа и жены и многогранность личности каждого из них».
Столетиями иудейская и затем христианская религиозная свадебная церемония была призвана подчеркнуть целомудрие невесты. Поэтому закономерно, что подвенечные платья шились скромными. Они закрывали шею и декольте, плечи, руки до запястий. Юбка, разумеется, была в пол, а у аристократок — еще и с длинным шлейфом. Когда время от времени дворянские нравы колебались в сторону либеральности, появлялись невесты в декольте, но надежно задрапированные вуалью или фатой, которую новоиспеченный муж откидывал у алтаря для первого поцелуя.
Сексуальная революция прошлого века если не разрушила, то сильно поколебала эти условности, — по крайней мере, сильно укоротив юбки. Решительный удар по ним нанесла транслируемая рок- и поп-звездами и голливудскими кинодивами раскрепощенность. В 1980-е невеста в платье с декольте до пупка спереди и до крестца сзади стала если не обычным, то вполне часто встречающимся явлением. Наряду с пышными юбками-кринолинами, как у голливудских принцесс, в моду вошли струящиеся атласные платья и кружевные платья-футляры.
Нулевые запомнились тем, что невесте можно (и нужно) было носить все, что душа пожелает. Самая яркая иллюстрация этому — кинофильм «Секс в большом городе», где героине Сары Джессики Паркер для примерки присылают свои наряды все ведущие дизайнеры, она останавливает свой выбор на пышной деконструкции от Вивьен Вествуд с синей птицей вместо шляпки (по американскому обычаю, на невесте в день свадьбы должно быть что-то голубое или синее — на удачу), а в итоге все же выходит замуж в костюме с распродажи и своих любимых синих «бланиках». Кстати, по отзывам представителей бренда Manolo Blahnik, «сыгравшая» в фильме пара Hangisi стала и остается по сей день безусловным бестселлером.
Сейчас ориентиром для свежеиспеченных невест в выборе платьев по-прежнему остаются знаменитости. В Британии это члены королевской семьи и их нареченные (поэтому после объявления о помолвке принца Гарри с актрисой Меган Маркл множество изданий самой разной направленности гадает, в чем она пойдет под венец), в Штатах — поп-звезды, актрисы и невесты рэперов, в Южной Америке — избранницы футболистов: так, в июле наконец женился легенда футбола Лионель Месси, и у барселонского бренда Rosa Clara, платье которого (кстати, довольно откровенное) выбрала его невеста Антонела Рокуццо для венчания, резко подскочили продажи.
Легко заметить, что чем темпераментнее и раскрепощеннее звезда или знаменитость, тем откровеннее ее платье: при желании можно пойти в мэрию в полупрозрачном комбидрессе с необязательной ничего не скрывающей полосой ткани-шлейфом сзади, как у израильского дизайнера свадебной моды Алона Ливне. Кстати, в Израиле, как и в других странах, где принято разделять формальную религиозную церемонию заключения брака и дружескую вечеринку, совершенно обычным стало готовить к свадьбе не одно, а несколько платьев: консервативное для встречи со священником, раввином или муллой и откровенное — для танцев до упаду на дискотеке после регистрации брака. То же касается и туфель: и уже упомянутый Маноло Бланик, и его конкурент Кристиан Лубутен, и другие марки обуви выпускают в свадебных коллекциях два варианта пар-бестселлеров: на высокой шпильке — для регистрации и позирования фотографам и на небольшом каблуке либо вовсе без него — для танцев.
Все это, конечно, требует немалых затрат, поэтому в условиях непростой экономической ситуации оформился новый свадебный тренд — аренда. Если раньше в аристократических семьях подвенечные платья передавали из поколения в поколение, то теперь это кажется замшелым анахронизмом. «Зачем покупать, если можно арендовать? Арендовать можно все: смокинг жениха, платье невесты, обувь, машину, декор, – комментирует организатор свадеб Катерина Лисейчева (агентство “Мандариновая лиса”). — Конечно, есть уникальный декор, который создается под конкретную свадьбу и потом утилизируется: это эксклюзив. Но гораздо интереснее сделать новый взгляд на старую форму. Шеринг в свадебной среде только набирает обороты».
При этом специалист отмечает, что еще одной тенденцией стал «пошив свадебного платья на каждый день». «Звучит странно, но это очень удобно, — поясняет Лисейчева. — В моду вошли юбки и топы, которые потом комбинируются с повседневной одеждой. Платья-трансформеры, меняющие длину и превращающиеся в коктейльные наряды». Сходных взглядов придерживается российский модельер Светлана Тегин, одевающая отечественных кинозвезд. По ее мнению, пышные кринолины и шлейфы уходят в прошлое. «Я приветствую тренд на концептуальный минимализм в выборе платья и оформления свадьбы. Размах я приветствую только в выборе места проведения мероприятия. Берег океана или реки, сад или старинная усадьба, помещение галереи или выставочного зала — чем необычнее место, тем лучше. А для создания образа невесты иногда бывает достаточно одной фаты», — уверяет модельер.
По утверждению экспертов, изменился и трендовый цвет свадебного платья: белый или бледно-кремовый, символ невинности, и популярные в 1980-е голубой и розовый в нулевые и десятые годы уступили место радикальным сочетаниям белого с красным и даже черным: например, именно такие платья выпустила в коллекции наступающего сезона законодательница свадебной моды модельер Вера Вонг.
История свадебной индустрии в нашей стране в ХХ веке интересна тем, что это индустрии в принципе не было. Шумные и богатые свадьбы оставались редкой роскошью, а из развлекательной программы обычным делом были массовик-затейник в роли тамады, самодеятельный музыкант с баяном (позже с синтезатором или гитарой) и всяческие, довольно глупые на трезвый посторонний взгляд, развлечения вроде «выкупа невесты» бабками у подъезда или публичного заметания мелочи новобрачной веником в совок ради грядущего материального благополучия молодой семьи.
Западные фильмы и глянцевая пресса в последние десять-пятнадцать лет все же произвели определенную революцию во вкусах «брачующихся», как их называют в ЗАГСе, и они стали планировать свадьбы заранее с помощью специально обученных лиц. «Понимание, что за организацией свадьбы стоит обращаться именно в агентство, пришло сравнительно недавно, примерно 10-12 лет назад, когда стали появляться первые компании, специализирующиеся на этом, — рассказывает Лида Ком, основатель и руководитель студии свадеб MHoliday Wedding. — Конкуренция в этой сфере на сегодняшний момент достигла пика: только в Москве и Московской области около трех тысяч организаторов, завоевать приличное место под солнцем в такой конкурентной среде крайне сложно».
В условиях конкуренции у организаторов свадеб уже не срабатывает подход на «авось, небось и как-нибудь», доморощенным тамадой не обойдешься. По словам Лиды Ком, если 10-12 лет назад заказчики и их гости довольствовались программой с участием артистов оригинального жанра (все тех же тамады и баяниста, но в несколько обновленных амплуа), а также просмотром видео вроде домашних роликов из жизни жениха и невесты, их поездок и путешествий и тому подобного, то в наши дни появилась тенденция к полномаштабному планированию свадьбы, проработке ее идеи и сценария: «Это не просто банкет — это концептуальное торжество, тщательно продуманное и срежиссированное», — отмечает специалист.
«До 2010-2012 года модно было устраивать тематические свадьбы, к примеру, в стиле киноновинок, — рассказывает Зоя Ярлыкова, руководитель event-агентства “Мориссот”. — Были важны сценарная составляющая, мастерство ведущего, шоу-программа. Сейчас в тренде свадьбы более концептуальные, с обязательным визуальным сопровождением тематики. Декор —
вот главный свадебный тренд. Важны оформление фотозон, выбор цветовой палитры всего мероприятия, создание картинки на фотографиях». Что же — это вполне логично на волне массового увлечения селфи и социальными сетями.
Наряду с грандиозными спектаклями с женихом и невестой в главной роли организаторы свадеб отмечают и другой, куда более трогательный и камерный, но тоже подсмотренный в Штатах тренд: приглашение семейного регистратора вместо казенной тетки с перманентом из ЗАГСа. «Выездными регистрациями уже давно никого не удивишь, но вот когда на свадьбе регистрацию ведет дедушка, мама или старший брат — поверьте, это невероятно трогательно, по-настоящему искренне, действительно уникально», — комментирует Катерина Лисейчева.
Как некое возвращение к традициям (естественно, адаптированным и осовремененным), предлагается так называемая «свадебная иммерсивность» — современный вариант семейно-дружеского праздника, то, что в советские времена называлось «капустником». Вместо приглашенных артистов номера и театрализованные поздравления готовят сами гости (включая жениха и невесту — им сейчас активно предлагают заранее отрепетировать первый парный танец), а ведущий работает как конферансье. Организаторы свадеб отмечают, что при продуманной и выстроенной программе и подготовленных номерах такой вариант выглядит куда живее и трогательней, нежели набор примитивных номеров тамады и пошлых конкурсов, «переезжающий» с одной свадьбы на другую.
Также, по утверждению эксперта, изменяется и статус тамады: «Ведущий на свадьбе переходит из статуса шоумена в статус друга, который классно умеет проводить мероприятия. Это не значит, что в какой-то момент свадьбы вы обнаружите ведущего сидящим за одним столом с гостями — разумеется, нет. Но его задача — максимально ненавязчиво найти себя на празднике и стать его логичной частью», а не странным, не слышащим аудиторию и навязывающим ей глупые развлечения «массовиком-затейником».
Тренд, который не может не радовать людей со сколько-нибудь развитым художественным вкусом — замена постановочных фотографий жениха и невесты, гостей и родственников в окостеневших позах с застывшими лицами в окружении «жутких розочек» и типовой отделки ЗАГСа на живые фотосессии и видеоролики. Если у молодой семьи есть средства, они нанимают профессиональных режиссеров, которые снимают для нее и с участием молодоженов клиповые ролики или романтические короткометражки.
Невесту и жениха фотографируют не впопыхах на свадьбе, а в особый день, в специально снятой студии или на природе в то время дня, когда погода благоприятствует и свет падает идеальным образом. На свадьбе съемку также делают профессионалы: получаются оригинальные репортажные снимки, а не навязанное фотографом позирование, нарушающее ход праздника и всех нервирующее.
Изменилась и манера оформления свадьбы. Если около пяти лет назад инсталляции и композиции из цветов были поистине монументальными, как пасхальное убранство какого-нибудь большого собора, то сейчас все иначе. «За последний год на смену масштабной флористике и огромному количеству цветов пришли лаконичность и выдержанность, использование инсталляций, световых эффектов, новых технологий таких, как 3d mapping», — комментирует Лида Ком.
Катерина Лисейчева отмечает увлеченность деталями: «Карточки рассадки, герб семьи, необычная посуда, ленты, красивый текстиль и правильные оттенки — и вот свадьба уже «не как у всех». Модно акцентировать внимание на фактуре, аромате, цвете — важно захватить внимание аудитории на чувственном уровне». По ее мнению, в свадебном оформлении входит в моду черный цвет и геометрические решения, заменяющие собой блестки и барочные завитки.
Отдельная тема — свадьба или выездная церемония с фотосессией за границей. Сейчас, по понятным экономическим причинам, такое удовольствие может себе позволить не так много молодоженов, как, скажем, лет десять назад. «Если раньше всех друзей и родственников можно было вывезти за границу, то сейчас чаще всего молодые пары устраивают праздник для двоих, — рассказывает Зоя Ярлыкова. — Популярны безвизовые (Кипр, Бали) и классические направления с множеством достопримечательностей (Франция, Италия, Греция, Чехия)». В Греции самое популярное свадебное место — остров Санторини: помимо прекрасных видов, там есть старый обычай возить невесту на ярко наряженном ослике. Во Франции красиво отметить свадьбу можно в долине Луары, где множество прекрасных замков, на романтичном Лазурном берегу, в шато в регионе Коньяк и, конечно, в Париже, городе влюбленных.
Тем, кто хочет не слишком затратно сменить обстановку, эксперт рекомендует отправиться в Калининград: европейские пейзажи, неплохая организация торжеств и сервис. Еще одно популярное по тем же причинам направление — Санкт-Петербург, особенно в фотогеничный сезон белых ночей.
Резюмируя все варианты — и бюджетные, и инновационные, и дизайнерские, и иммерсивные — можно довольно банально заключить, что главное в удачной свадьбе — это любовь жениха и невесты и их стремление все-таки пожениться, невзирая ни на режим жесткой экономии, ни на огромные траты. В крайнем случае, костюм с распродажи, как у Сары Джессики Паркер, у невесты наверняка найдется, да и отдельно взятый рай в трехзвездочном шалаше при желании не так уж сложно устроить.